Ален Рене – классик французского киноискусства. Он был лидером Новой волны, которая характеризовалась отказом от традиционных условностей в пользу экспериментов. Используя радикальные приемы, авторы этого направления часто повествовали о социальных или политических потрясениях эпохи. Ален Рене же исследовал отношения между сознанием, памятью и воображением. Он охватывал такие болезненные темы истории, как гражданская война в Испании («Герника») или гитлеровские лагеря («Ночь и туман»). В 1959 году режиссер впервые снял художественный фильм «Хиросима, моя любовь», который стал лауреатом премии «Оскар» за лучший сценарий. Эта картина изначально задумывалась, как документальный короткий метр об атомных бомбах. Но позже писательница Маргарит Дюрас взялась за сценарий, по которому и был снят фильм.
Бессюжетное повествование показывает роман японского архитектора и французской актрисы в послевоенной Хиросиме. Героиня, полюбив врага своей родины, не ведала, к какому горю это приведет. Смерть избранника разрушила прежний мир, а бомбардировка по Хиросиме дала взглянуть на реальную картину событий. Теперь девушка встречается с японцем, снимается в кино о мире и рефлексирует о прошлом. Это перевоплощение отображает изменение людей, которые узнали о том, что на Хиросиму сброшена бомба, и чьи ожидания разрушились.
Картина имеет черты артхаусного кино: открытая концовка, пессимистическое настроение, ощущение непостоянной реальности – словно над героями нависает невидимая угроза, и хаос киновселенной, что привел к личным «Хиросимам» в жизни действующих лиц. Для девушки из Невера такой интимной катастрофой стало трагическое расставание с возлюбленным, для парня – сброшенная атомная бомба на родной город.
За образом главной героини прячется потерянная душа, которая в поэтизированных монологах выражает внутренний конфликт. Прошлое мешает девушке жить, терзает душу. Структура фильма отражает тревожное состояние героини – её мысли часто перескакивают от одного к другому, влияя на повествование картины. Ален Рене постарался создать историю, которая бы отбивала музыкальную партитуру, повторяя и варьируя тему. Таким образом в фильме смешиваются воспоминания, вымыслы и события в настоящий момент.
Картина выражает антивоенное настроение и это особенно отображается в сцене, где японцы идут с плакатом «Нет другим Хиросимам!». Этот лозунг актуален, ведь войны продолжаются и по сей день.
Фильм «Хиросима, моя любовь» цепляет документальными кадрами после бомбардировки, а также невыносимой скорбью по городу и нескольким тысяч умерших. Картина является образцом того, как можно через художественное произведение выразить чувства, которые возникают впоследствии катастрофы. Зритель тоже может это ощутить, просмотрев ленту.
Ганцева Катерина,
студентка групи ЛЖ-31
у межах виробничої практики