«Известный автор неизвестных фильмов» – так говорит о себе французский режиссер Крис Маркер, признанный родоначальником эссеистических документальных картин. Его настоящее имя – Кристиан-Франсуа Буш-Вильнев. До того, как он снял единственный игровой фильм «Взлётная полоса» 1962 года, режиссер путешествовал по миру и снимал документальные картины. Среди них, например: «Письмо из Сибири» о повседневной жизни местных жителей, «Куба – да!» о событиях после прихода Фиделя Кастро к власти. Эти фильмы объединяются сильной страстью режиссера к изучению темы путешествий, памяти и истории. 28-минутная научно-фантастическая картина «Взлётная полоса» не стала исключением.
В открывающей сцене фильма изображен мальчик, который становится свидетелем убийства в терминале аэропорта Орли. Далее повествование переносится в Париж после Третьей мировой войны, где люди выживают в руинах. Главный герой в плену подпольного сообщества, которое ищет способ спасти человечество, экспериментируя с путешествиями во времени. Нашего персонажа выбирают для испытания, чтобы он посетил Париж далекого будущего и попросил о помощи. Сначала его отправляют в прошлое для пробного запуска. Тесты постоянно терпят неудачу, пока не обнаруживается детское воспоминание о женщине, которая была рядом с убитым в аэропорту. Эта зацикленность на образе из прошлого, помогает герою пережить испытание. Путешествия во времени превращаются в романтические свидания с этой женщиной, они проводят вместе недели. Однако эксперименту приходит конец и мужчину отправляют в будущее, где ему дают источник энергии, чтобы возродить мировую промышленность. Он выполнил свою роль и теперь не нужен учёным. Главный герой понимает, что вскоре будет ликвидирован. Но жители из будущего Парижа приглашают мужчину присоединиться к ним, на что он просит вернуть его в прошлое к той женщине. Они исполняют желание. Вернувшись туда, он слишком поздно понимает, что видение из детства представляет собой его собственную кончину рядом с возлюбленной.
Фильм построен из черно-белых неподвижных фотографий, которые оживают благодаря повествованию главного героя, музыке и умелому использованию монтажа. Но здесь также есть и видеоряд, на котором мы видим, как девушка лежит в постеле и смотрит на нас. Такое оживление картинки сопровождается нарастающим звуком пения птиц. Этот кадр олицетворяет зацикленный образ из прошлого в памяти мужчины.
В борьбе против фатальности киновселенная картины насыщена атмосферой безысходности. В завязке и развязке рассказчик свидетельствует нам об этом из разных точек зрения. Сначала от лица свидетеля смерти мужчины, а затем и самого заложника роковой судьбы. Также автор нагнетает обстановку отторгающими деталями. Например, устрашающая повязка на глазах может вызвать у зрителя ощущение той же боли, которую испытывает искорёженный главный герой. А крупные планы лиц учёных и фоновый шёпот на немецком языке дать почувствовать себя на месте испытуемого.
В фильме также ощутимы антивоенные мотивы: зрителю представлены ужасные последствия Третьей мировой войны и люди, которые остались выживать в обломках, словно «крысиная империя».
Крис Маркер, по собственному признанию, до конца не понимал, что за историю снимает, но он любил парадоксы. В итоге «Взлётная полоса» не раз цитировалась в чужих работах. Например, сцена из «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта, в которой на секунду оживляется фотография «матери» Рэйчел повторяет кадр с девушкой в постели, смотрящей на нас. Также «Взлётная полоса» входит в список 100 величайших фильмов из разных стран по версии BBC. Этот короткий метр будет особенно интересен тем, кто любит некоммерческое кино.
Ганцева Катерина,
студентка групи ЛЖ-31
у межах виробничої практики